Соколова Ольга Юрьевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение Воздвиженская средняя общеобразовательная школа

Угличский район Ярославская область

 

Соколова Ольга Юрьевна

 

Из опыта работы

Комплекс упражнений, направленный на формирование читательской самостоятельности младших школьников на уроках

литературного чтения


Весомое значение книги как инструмента образования неоспоримо. Признанные философы, исследователи, общественные деятели, педагоги рассматривали книгу как источник информации для мыслящего и развитого человека. Для того, чтобы чтение было эффективным, необходимо обучить и замотивировать школьников использовать книгу как основной источник знаний. Известный отечественный педагог К.Д. Ушинский обозначал чтение, как умение извлекать из обычной буквы живую картину. «Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное». Безусловно, сложной задачей является формирование осознанного читателя, умеющего извлекать идеи и создавать свои мысли в процессе чтения.

Чтение может осуществляться только при условии формирования определенных навыков, поскольку для того, чтобы чтение было не механическим процессом, а творческим и информативным, необходимо учиться.

Важным компонентом в структуре читательской деятельности является читательская самостоятельность. Для нее характерны такие показатели: мотивация ребенка пользоваться книгами, читать; проявление самостоятельной инициативы при выборе книги; интерес к книге на всех этапах знакомства с ней (до прочтения, во время и после него)

Навыки осознанного чтения и умение самостоятельно работать с текстом, можно сформировать с помощью комплекса специальных упражнений и приемов действий, которые активно влияют на основные параметры чтения: технику, осмысленность, выразительность.

Овладение навыками чтения способствует формированию у детей самостоятельности чтения, поэтому нижеприведенный комплекс упражнений (заданий) можно использовать на уроках:

  1. Инсценировка произведения

Данное задание лучше подготовить заранее. Учитель выбирает сам или вместе с учениками то произведение, которое хочется инсценировать. Каждый учащийся получает определенную роль со словами своего героя. Можно привлечь родителей. Такая совместная работа сплотит родителей и детей. А само задание развивает в детях литературное творчество.

  1. Экранизация эпизода

Учащимся предлагается проиллюстрировать на листе бумаге или альбома самый запоминающийся, интересный эпизод прочитанного произведения и подобрать к нему слова автора. Таким образом, идет сочетание рисунка и текста. От учеников требуется знание текста. Также можно использовать словесное изображение прочитанного произведения.

  1. Сочинение сказки или истории

Это творческая работа и дети с огромным удовольствием подходят к ней. Учитель может задать тему для сочинения или предоставить выбор ученикам. Данное задание можно дать как домашнее, у детей будет больше времени на подготовку. Объем примерно 10-15 предложений или более. Также нужно упомянуть, что данную работу лучше оформить как книжку малышку. Все работы учеников можно представить в виде книжной выставки.

  1. Литературный кроссворд

Подобное задание можно использовать на уроках литературного чтения, и конечно на внеклассных занятиях по данному предмету. Цель кроссвордов повысить эрудицию, память, трудолюбие. Их можно составлять на любые изученные литературные темы для учеников. Также отличной альтернативой будет, если детям дать домашнее задание на составление кроссворда. Подойти к данному заданию можно с креативом, допустим, оригинально и необычно выполнить оформление кроссворда. Для лучшего понимания задания, следует объяснить детям, что собой представляет кроссворд, ключевое слово, слова по горизонтали и вертикали, тема.

  1. Интервью у сказочного героя

После того, как ученики прочитали произведение, они берут друг у друга интервью. Один обучающийся задает вопросы герою произведения, а другой отвечает на вопросы от имени героя. Интервью ведется в соответствующем образе, и изображаются герои произведения.

  1. Пересказ

Пересказ произведения является творческой работой в сознании ребенка, это не только предмет обучения, но и средство. Он делится на виды: краткий, выборочный, творческий, подробный. Для каждого из этих видов разработан алгоритм, для того чтобы ученикам было легче изложить текст.

Также как вариант, можно предложить обучающимся оформление памятки для пересказа.

    1. Моделирование обложки произведения

Это введение системы условных обозначений. Для этого нужно ознакомиться с текстом произведения. Так в данной работе, жанры заменены геометрическими фигурами (рассказ - прямоугольник), тема заменяется определенным цветом (о природе – зеленый). Важно указать автора и название произведения и также обозначить определенными цветами.

    1. Создание книжного уголка

В данную работу подключается весь класс. Учитель предлагает принести детям, книги, которые они прочитали, и оформить все это в книжный уголок в классе. С этими книгами может знакомится каждый ученик, выбрать для себя интересную и прочесть ее. Правила введения и школьного уголка могут оговориться с классом.

Не стоит забывать, что в формировании читательской самостоятельности школьников играет немаловажную роль семья. Родителей можно приглашать на уроки литературного чтения, да и предложить стать участниками и включится в работу вместе с детьми. Возможна организация собрания с библиотекарем, где он даст советы или же вместе с родителями и детьми составить памятку для формирования читательской самостоятельности.

Учебный процесс в классе направлен на создание благоприятной среды, которая способствует здоровью младшего школьника и формированию духовно-нравственной культуры. Участие детей во внеклассных формах работы с детской книгой является показателем формирования их читательской аудитории, их литературного развития.


 

 

 

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС

Актуальность темы заключается в том, что проблема приобщения ребенка к чтению, и, прежде всего, к чтению художественной литературы, является одной из проблем современной школы. Ни для кого не секрет, что чтение всегда рассматривалось как средство учения и обучения и как средство воспитания в человеке человека. Резкое падение интереса учащихся к чтению, следствие этого – снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно выражать свои мысли, - не может не волновать учителя.

Цель: формирование у младших школьников основ читательской самостоятельности.

Задачи:

  1. Провести исследование читательской активности учащихся.

  2. Разработать и апробировать ряд заданий, направленных на формирование читательской самостоятельности школьников.

  3. Совершенствовать навыки правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.

  4. Формирование вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с ней.


Процесс формирования самостоятельного читателя имеет три этапа:

  1. подготовительный (1 класс);

  2. начальный (2 класс);

  3. основной (3, 4 классы).

На подготовительном этапе.

Основной учебный материал для данного этапа – это детские книги объемом 8-10 стр. Они должны быть разнообразны по тематике, жанру, эмоциональной направленности. Для чтения вслух используются сказки, стихи, рассказы, загадки объемом 1-2 стр. Это могут быть книжки-картинки, книжки-рассказки, книжки-игрушки; книги, в которых одно произведение и сборники

На одно занятие берется одна новая книга. Чтобы дети действовали с книгой практически, можно использовать «коллективки» (раздавать детям одинаковые книги). На подготовительном этапе дети овладевают правилами самостоятельной читательской деятельности:

- восприятие и воспроизведение прослушанного произведения с помощью учителя;

- ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения учителем вслух;

- освоение закономерностей: содержание книги – иллюстрации, заглавие, автор;

- узнавание прочитанных на уроке книг по двум из этих показателей.

Ведущим методом обучения чтению книг – это метод их чтения – рассматривания, который является основой структуры урока.
Структура занятия помогает решать главную задачу – заинтересовать всех учащихся детскими книгами, приучать их думать над книгой, самих действовать с книгой.

Структура занятия включает пять компонентов:

1. Работа, предшествующая чтению вслух, позволяющая восстановить в памяти детей или сформировать у них реальные представления, составляющие основу ведущих художественных образов произведения, которые детям предстоит слушать, задать необходимый для полноценного восприятия эмоциональный настрой (2-3 мин.)

2. Выразительное чтение (и перечитывание) учителем художественного произведения (3-7 мин.).

3. Коллективное воссоздание (не пересказ) прослушанного, размышления о прослушанном (4-6 мин.).

4. Рассматривание детской книги, в которой помещено произведение, с целью его отыскания в книге (3-4 мин.)

5. Рекомендации, касающиеся возможной самостоятельной деятельности учащихся с детскими книгами, которые есть в классе (в уголке чтения) или дома, во внеурочное время.

Поскольку не все дети умеют читать, учитель, подготовив учащихся к восприятию произведения, читает им вслух сам, затем проверяет, как дети поняли и запомнили прослушанное, после этого показывает им книгу. Именно с этого момента начинается приучение учеников к самостоятельной читательской деятельности, которая выражается в способности думать над книгой, воспринимая ее в единстве формы и содержания, осваивая связь между содержанием и внешними приметами (иллюстрациями, заглавием и фамилией автора). Вначале помогаю справиться с сопоставлением усвоенного детьми содержания с внешними приметами, далее дети выполняют эту деятельность самостоятельно. Книга «начинает разговаривать», отвечать на вопросы, т.е. постепенно становится собеседником. Рассматривание иллюстраций дает возможность размышлять о прочитанном, опираясь на зрительные образы, перепроверять свои представления.

Начальный этап в формировании читательской самостоятельности.

Задача нового этапа – «пробудить и формировать у детей интерес не просто к книге как собеседнику, а к самостоятельному чтению, т.е. к разговору с этим собеседником с помощью книги как инструмента для чтения, чтобы нацелить учащихся на широкое знакомство с миром доступных книг по собственной инициативе, на поиск среди книг тех собеседников, которые интересны, необходимы и доступны каждому из них».

Полагаясь на уровень освоения второклассниками техники чтения, организую самостоятельное рассматривание детьми предложенной книги, т.к. ученики подготовлены к тому, чтобы предугадать и содержание книги, и тему урока. Я наблюдаю (в отличие от его роли в подготовительный период), за деятельностью детей с книгой до чтения, во время чтения и после прочтения.

Однако по-прежнему осуществляю чтение вслух, расширяя читательский кругозор детей, продолжая активно участвовать в продвижении детей к самостоятельной читательской деятельности, совершенствовании техники чтения.

Основное место на занятии внеклассным чтением на начальном этапе занимает самостоятельная индивидуальная работа учащихся с детскими книгами.

Чтобы она была эффективной, рекомендуется:

 а) Выставлять книги у доски и приучать детей рассматривать их до урока.

б) На уроке для индивидуального самостоятельного чтения – рассматривания предлагать детям одну и ту же книгу и одно и то же художественное произведение.


Структура занятия меняется, т.к. выдвигаются новые учебные задачи – учить детей ориентироваться в группе книг, и тренироваться в самостоятельном прогнозировании содержания и чтении одной незнакомой книги.

Структура занятия на начальном этапе включает две части.

Первая часть:

1. Решение задач по ориентировке в книгах (до 5 мин.).
На этом этапе используются следующие упражнения:

- определение темы урока по ряду книг, которые надо последовательно рассмотреть и сопоставить

- ориентировка в группе книг и выбор нужной книги по заданным учителем признакам

- ориентировка в группе книг – самостоятельное озаглавливание книжной выставки и решение вопроса о том, можно ли ее дополнить какой-то новой книгой, предложенной учителем.

2. Чтение учителем вслух художественного произведения (до 7 мин.).

3. Беседа – рассуждение о прочитанном.

Вторая часть:

4. Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать, то есть рассматривание книги до чтения, предугадывание о чем она (до 5 мин.).

5. Чтение учащихся про себя названого учителем произведения – самостоятельно (до 10-12 мин.).

6. Выявление и оценка качества самостоятельного чтения – рассматривания книги и прочитанного из нее произведения в коллективной беседе – дискуссии (до 7-10 мин.).

7. Рекомендация к внеурочной деятельности с книгами на текущую неделю (1-2 мин.)

На подготовительном и начальном этапах у детей были заложены основы читательской самостоятельности, формировался тип правильной читательской деятельности.

В 3 и 4 классах знания, умения и навыки совершенствуются, учащиеся способны работать с книгой и текстом художественного произведения самостоятельно.

Цель основного этапа – формирование желания и умения читать книги по собственному выбору. В этой цели намечены для отработки два аспекта: первый для учащихся 3 класса – формирование подлинной самостоятельности при ориентировке в книгах с целью выбора книги или произведения для себя, исходя из сформированности навыка чтения; второй для учащихся 4 класса – формирование базы для использования умения выбирать книги и читать их с целью самообразования, исходя из личностного интереса не только для уроков чтения, но и по другим предметам начального обучения.

 

Скачать презентацию по теме "Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС"


 

Дата последнего обновления страницы 17.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения